Кэри Джойс - Молодость Бывает Только Раз
Джойс Кэри
Молодость бывает только раз
Пер. - Л.Беспалова.
Ярмарка была в разгаре - шел пятый час жаркого сентябрьского дня, а
пекло все сильнее. На рыночной площади надрывались кто во что горазд
двадцать каруселей, высоко в воздухе густым облаком желтого дыма стояла
пыль - казалось, это курится разгоряченная, возбужденная толпа. В ней, как
в прикрытом валежником костре, то и дело что-то ворошилось. С первого
взгляда толпа представлялась темной, монолитной массой - так плотно
деревенские жители в выходных костюмах сбились в кучу перед ларьками. Но
если всмотреться, в массе наблюдалось клокотание и так же, как из
подернутого пеплом костра вдруг выбивается язык пламени, из толпы
выбивалась компания девиц или парней. Эти перекрикивающиеся,
пересмеивающиеся юнцы там и сям прокладывали себе дорогу сквозь толпу,
выбирая для прорыва наиболее трудные, неприступные участки.
И дородные матери семейств, и запарившиеся батраки с невозмутимыми
лицами уступали им дорогу. Даже у церкви, на самой окраине ярмарки, уже за
рыночным крестом, в этом освященном традицией тихом уголке, молодежь,
словно сговорившись, никак не стесняли, признавая ее право вволю погулять
на ярмарке.
В проулке между церковью и кладбищем, на чьей низкой ограде
примостились задерганные родители и уморившиеся старики, два перепачканных
мальчугана дули что есть моча в свистульки; по тому, как нахально они
носились по ногам стариков, как с разбегу врезались им в колени, видно
было, что безобразничают они вполне сознательно. И бабки, и деды,
примостившиеся на кладбищенской ограде, покорно поглядывали на шалунов и
поспешно, неуклюже, но безропотно поджимали оттоптанные ноги. Цыганка,
кормившая подле паперти своего ребенка, приложив его к длинной прорези в
черном корсаже, не обращала на них внимания. Когда же шалуны наконец
добрались и до цыганки, она лишь ожгла их глазами, но не сказала ни слова,
только локтем прикрыла головку ребенка и проводила шалунов бешеным
взглядом. Ее цыганской злобе против всего мира в этот день пришлось
смириться с ударом, нанесенным детьми.
Когда в эту тихую заводь ворвались три девчонки лет по шестнадцати, в
низко вырезанных платьях, с ярко накрашенными губами и высокими
башнеобразными прическами, сплошь в завитушках на манер индийских храмов,
все лица словно по команде повернулись к ним.
Девчонки бежали гуськом, все время озираясь, будто их преследует
погоня. На всех трех красовались розовые бумажные шапки; на их тульях было
написано крупными черными буквами: "Не робей, целуй скорей". А у
замыкавшей шествие белобрысой девчонки, почти подростка, курносенькой, с
толстыми, оттопыренными губами, поперек вздернутых вверх, круглых как
крикетные шары грудей шла через плечо к талии золотая надпись: "Полюби
меня".
В промежутках между взрывами хохота девчонки говорили все разом; в
своем стремительном броске они налетели на пожилого батрака в коричневом
твидовом пиджаке и грубых башмаках, устраивавшего крохотную девчушку
поудобнее над канавой, и чуть не упали. Он поспешно отодвинулся, и, хотя
девицы и взглядом его не удостоили, прорыв их был приостановлен: внезапно,
словно их всех враз осенила одна и та же мысль, они плюхнулись на ограду и
давай обмахиваться и отдуваться. "Ой как жарко", "Ой как пить хочу", -
стенали они.
Они охорашивались, как вывалявшиеся в пыли воробьи, и перекрикивались
друг с другом, словно боялись, что их не услышат. Они давали представление
и сейчас, небрежно скользнув по зрителям дерзкими гл