Кэйнин Гарсон - Новорождённая
Гарсон Кэйнин
Н О В О Р О Ж Д Е Н Н А Я
Комедия в трех действиях
Американец Гарсон Кэйнин написал кучу пьес и киносценариев. Однако ни
одна из них не имела столь долгого и шумного успеха как "Новорожденная" ("Born
yesterday"). За нее Кэйнина наградили престижной премией памяти С. Говарда, а
наиболее отважные критики даже назвали эту комедию американским "Пигмалионом".
По пьесе был снят фильм (1950), где роль Билли исполнила Джуди Холидэй,
получившая за нее "Оскара", а недавно (1993) в Голливуде создана еще одна
киноверсия "Новорожденной" с Мелани Гриффит в главной роли. Как ни странно,
коллизии этой американской комедии, премьера которой состоялась в Нью-Йоркском
театре "Лицеум" в 1946 году, вызывают кое-какие ассоциации с чертами нынешней
российской дейстительности. Хотя, чего тут странного...
Действующие лица:
Б и л л и Д о у н -- 30 лет, бывшая танцовщица варьете. На редкость
хороша собой и на редкость невежественна.
Г а р р и Б р о к -- 40 лет, миллионер, похожий на миллионера: крепкий,
крупный, пышущий энергией. Здоров как бык -- это сказано о нем.
П о л В е р о л л -- 30--35 лет, журналист. Симпатичен, несколько
насторожен. Склонен воспринимать окружающий мир чересчур серьезно. Впрочем,
обладает достаточной самоиронией, чтобы сознавать это. Носит очки.
Э д в а р д Д и в р и -- 55--60 лет, адвокат. В молодости подавал
большие надежды. Надежды -- в прошлом, а в настоящем -- единственный клиент,
Гарри Брок. И единственное пристрастие -- шотландский виски.
Н о р в а л Х э д ж ес -- 55--60 лет, сенатор. Путем долгой тренировки
выработал на лице выражение государственной озабоченности.
Э н н и Х э д ж е с -- без возраста, супруга сенатора. Весьма уязвлена
сознанием того, что одна до конца понимает степень государственной
озабоченности супруга.
Э д д и Б р о к -- 30-35 лет, кузен Гарри. То ли ординарец, то ли
адъютант, то ли денщик своего кузена. Скорее, и то, и другое, и третье.
Администратор гостиницы, горничные, коридорные, парикмахер, маникюрша,
чистильщик обуви, официант.
Действие первое
Все действие происходит в лучшей гостинице Вашингтона, в
двухэтажном люксе, который представляет собой дикий гибрид избытка роскоши и
недостатка вкуса.
В центре -- широкая винтовая лестница, ведущая на круглую балконную
площадку, где стоит громадная круглая оттоманка. За оттоманкой -- двери двух
спален. Внизу слева -- богато украшенный камин, возле которого на железной
подставке лежит несколько поленьев. По обе стороны камина стоят два пуфика. На
каминной доске -- старинная ваза. Над камином -- большое зеркало в массивной
бронзовой оправе. Над зеркалом и по бокам от него -- бронзовые бра. Сразу за
камином дверь, ведущая в подсобные помещения. При необходимости она может
оставаться открытой. Правее двери, "лицом" к зрителю -- большая шведская горка
в стиле "модерн". В глубине сцены, несколько правее центра -- входная дверь,
открывающаяся внутрь. Слева и справа от нее стулья с высокими спинками. Справа
от винтовой лестницы пол образует возвышение в виде платформы высотой около
тридцати пяти сантиметров и шириной полтора метра. Она тянется через правую
часть сцены и, изгибаясь внутрь помещения оканчивается двумя ступеньками.
Непосредственно пред платформой, "лицом" к зрителю стоит книжный шкаф, полки
его пусты. За шкафом -- невидимая для зрителя полка для шляп. Рядом со шкафом
-- большие старинные напольные часы.
Вся правая стена номера -- это огромное обзорное окно террасы, на которую с
платформы м